• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Елизаветина Г.: Н. П. Огарев

    Елизаветина Г.: Н. П. Огарев

    Николай Платонович Огарев. Портрет работы неизвестного художника, около 1830 года

    Поэт, мыслитель, революционер Огарев принадлежал к плеяде тех, кого Добролюбов называл "людьми будущего", "перед которыми с изумлением преклонится всякое поколение". "Эти люди, - писал Добролюбов, - почерпнули жизненный опыт в своей непрерывной борьбе и умели его переработать силою своей мысли; поэтому они всегда стояли в уровень с событиями" {Н. А. Добролюбов. Собр. соч. в 9-ти томах, т. 4. М. -Л., Гослитиздат, 1962, с. 72.}.

    Елизаветина Г.: Н. П. Огарев

    Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарёв. Лето 1861 года

    Судьба их была нелегкой.

    Ближайший друг и соратник Герцена, Огарев прожил жизнь, смысл и содержание которой составляли революционное дело н поэзия.

    Николай Платонович Огарев родился 24 ноября (6 декабря) 1813 года в Петербурге, в одной из самых богатых и знатных семей России, из поколения в поколение поставлявшей государству крупных чиновников и гвардейских офицеров. Отец Огарева, Платон Богданович, продолжал традиции семьи. Он достиг высоких ступеней служебной лестницы и пошел бы, вероятно, еще дальше, если бы не бросил службу, потрясенный постигшим его несчастьем - ранней смертью жены. О матери Огарева, Елизавете Ивановне, урожденной Баскаковой, известно мало. Она умерла, когда ее сыну не было и двух лет. Добрая, умная, образованная, она навсегда осталась для сына воплощением женственности и любви. После смерти матери семья поселилась в родовом имении Старое Акшено Писарского уезда Пензенской губернии. Здесь прошло раннее детство Огарева.

    Богатый дом и сад! оранжереи...
    Полсотня слуг...
    Сестра с своей мадамой безотлучной...
    И сам отец, который с нами в день
    Беседовал три раза очень важно
    И коротко, - а на ночь подходил
    К постелям - дать свое благословенье,
    И исчезал, как царственная тень.
    Знакомый, но какой холодный образ!
    ("Исповедь лишнего человека")

    Атмосфера родного дома была тягостна, "дом мне был тюрьмой", - напишет позже Огарев ("Вы выросли, любя отца и мать..."). Платон Богданович был не злым, а лишь самым заурядным человеком, весьма далеким от рано проснувшихся поэтических и умственных интересов сына. В 1820 году Огаревы переехали в Москву, но уклад жизни не изменился: строгая чинность, традиционный семейный деспотизм отца, молебны и царящая надо всем тоска. "Все это, - вспоминал Огарев, - вызывало во мне сильное противодействие и отрывало от этого удушающего мира" ("Записки русского помещика"), В противоположность стоячему быту с большой интенсивностью шла внутренняя жизнь подростка. Через гувернантку Анну Егоровну Горсеттер, ее подругу Елизавету Евгеньевну Кашкину и некоторых учителей доходили до Огарева запрещенные стихи и отзвуки передовых идей времени. Но переломным моментом жизни стало для него восстание декабристов. "Да! - восклицал Огарев в своей исповеди, -1825 год имел для России огромное значение. Для нас, мальчиков, это было нравственным переворотом и пробуждением. Мы перестали молиться на образа и молились только на людей, которые были казнены или сосланы. На этом чувстве мы и выросли".

    Через два месяца после событий на Сенатской площади скончалась бабушка Огарева. Гувернер мальчика отвел его в дом дальнего родственника Огаревых И. А. Яковлева и попросил "воспитанника" Яковлева, а в действительности его незаконного сына Александра Герцена, развлечь Ника, как называли Огарева в интимном кругу. Этот день, 14 февраля 1826 года, стал началом дружбы, прошедшей через всю жизнь обоих - Огарева и Герцена.

    Полные решимости продолжить дело декабристов, юноши летом 1826 или 1827 года "в виду всей Москвы", на Воробьевых горах, дают клятву осуществить свои свободолюбивые мечты. Решение пожертвовать "жизнью на избранную <...> борьбу" {А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, т. VIII. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 81.} явилось для них "днем сознания своей дороги" ("Моя исповедь"),

    юноши. Огарев набрасывает планы философских статей, увлекается музыкой, пишет стихи, но главным для него тогда было не это - главными были политические теории и проекты.

    Огарев поступил в Московский университет на правах вольнослушателя, посещая лекции на физико-математическом, словесном и нравственно-политическом отделениях. Его основным занятием, по желанию отца, считалась служба: в 1832 году Огарев был зачислен в Московский архив Государственной коллегии иностранных дел. Но, как свидетельствуют его служебные документы, делом он "занимался мало".

    Необыкновенная человеческая привлекательность Огарева, его отзывчивость и такт очень скоро сделали его вместе с Герценом своеобразным центром притяжения студенческого кружка, чаще всего и собиравшегося в доме отца Огарева, на Никитской.

    Общественно-политические вопросы стали главными интересами кружка, хотя никакой ясной программы действий пока еще не было. "Что мы собственно проповедовали, - вспоминал Герцен в "Былом в думах", - трудно сказать. Идеи были смутны, мы проповедовали декабристов и французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию, мы проповедовали конституцию и республику... Но пуще всего проповедовали ненависть к всякому насилью, к всякому правительственному произволу" {А. И. Герцен. Собр. соч., т. X, с. 318.}.

    Друзья не скрывали своих убеждений: собирали деньги в помощь сосланным членам кружка Сунгурова, которые считали себя последователями декабристов, приезжали прощаться со ссыльными, носили трехцветные шарфы (цветов знамени французской революции 1789 г.). Между тем шло тягостное для России время - время николаевского царствования, когда подавлялось малейшее свободолюбивое движение, каждая сколько-нибудь прогрессивная мысль, когда людей арестовывали и ссылали по одному подозрению в том, что они разделяют взгляды казненных и сосланных в Сибирь декабристов. Московский же университет казался царю особенно опасным, был в его глазах настоящим рассадником "вредных" идей. Кружок Герцена - Огарева скоро привлек к себе пристальное внимание властей. Летом 1833 года за Огаревым был установлен секретный полицейский надзор, а в ночь на 10 июля 1834 года он был арестован.

    Благодаря хлопотам влиятельных родных первый арест Огарева продолжался недолго: через несколько дней его взяли на поруки. Но после тщательного разбора отобранных у него бумаг, среди которых оказались письма, написанные "в конституционном духе", 31 июля он был арестовав вторично. Несколько ранее, 21 июля, аресту был подвергнут и Герцен.

    На допросах в Следственной комиссии Огарев проявил незаурядную силу духа, никого не выдал, никого не запутал. Позже, в поэме "Тюрьма", он писал:

    Мне не забыть во век веков
    Безумно-сладостных часов,
    Когда царя тупая сила
    Во мне живую жизнь будила.

    Объявленный 31 марта 1835 года приговор гласил, что Огарев ссылается в Пензу. Выбор именно этого города был и счастьем и несчастьем Огарева.

    Счастьем, потому что неподалеку, в одном из своих имений, жил тяжело больной отец, которого Огарев любил, и несчастьем, потому что никто не прикладывал столько усилий, чтобы сломить волю юноши, сколько приложил Платон Богданович. В доме были постоянные гости, старик заставлял выезжать и самого Огарева, делалось все, чтобы отвлечь его от политических интересов и прежних друзей. "Моя душа здесь, как в погребе, - писал Огарев друзьям, - ее обклали льдом, и ее внутренняя теплота борется с окружающим холодом и исчезает. О боже! как я несчастлив" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II. М., Госполитиздат, 1956, с. 270.}.

    Но все усилия окружающих приводили только к тому, что Огарев все больше замыкался в себе, все настойчивее искал знаний, которые помогли бы ему действовать. Особое значение он придавал разработке собственной философской системы: она должна была стать теоретическим обоснованием его деятельности. "Узнай точку, на которой ты поставлен в мире, - писал Огарев в 1835 году, - и твоя будущность ярко разовьется пред тобою" {Там же, с. 273.}.

    Самодовлеющее значение, которое в эти годы Огарев придавал философии, усиление религиозного настроения Огарева свидетельствовали о его теоретической незрелости, но даже и в это время увлечения идеалистической философией и христианским вероучением тенденции "реализма", как обычно называл материализм Огарев, были сильны в его мировоззрении. "Первый шаг наш в области мышления, - писал позже Огарев, - был не исканием абстракта, не начинанием с абсолюта, а был столкновением с действительным обществом и пробудил жажду анализа и критики" {Там же, с. 23.}. Столкновение с действительностью в ссылке и привело к тому, что социально-политические взгляды Огарева в этот период обгоняли его философские построения. Так, он задумывает и разрабатывает план улучшения положения крепостных крестьян.

    План хотя и страдающий некоторой наивной умозрительностью, но, тем не менее, основанный на целом ряде экономических преобразований, от которых можно было ждать реального результата.

    Огарев остро ощущает свое одиночество в это время: от друзей он был оторван, переписка с Герценом стала в силу необходимости крайне нерегулярной. Он искал единомышленников и, казалось, нашел. В Марии Львовне Рославлевой Огарев увидел женщину, которая, как он думал, станет его соратницей и подругой. Мария Львовна была племянницей пензенского губернатора Панчулидзева и жила у него в доме. Не слишком красивая, она умела нравиться, была образованна и обладала своевольным и увлекающимся характером. Нет оснований думать, что Мария Львовна лицемерила, убеждая жениха в готовности принести свою жизнь в жертву всеобщему благу. Вероятнее всего, она не предполагала, что мягкий и бесконечно любящий ее поэт будет так тверд в своих убеждениях. Вскоре после свадьбы обнаружилось полное несходство их жизненных позиций... Став женой богатого человека, Мария Львовна с присущей ей страстностью и безудержностью желаний бросилась в светскую жизнь. Состоявшаяся в 1838 году, с разрешения Панчулидзева, поездка на Кавказ показала Огареву, как далека от него его жена.

    Во время этой поездки произошла встреча, о которой Огарев помнил долгие годы, - с сосланными на Кавказ декабристами. "Я стоял лицом к лицу с нашими мучениками, - вспоминал Огарев, - я - идущий по их дороге, я - обрекающий себя на ту же участь... это чувство меня не покидало" ("Кавказские воды"). Особенно сблизился он с поэтом-декабристом А. И. Одоевским. Под впечатлением встречи Огаревым было написано стихотворение "Я видел вас, пришельцы дальних стран...". А почти через сорок лет Огарев посвящает памяти Одоевского стихотворение "Героическая симфония Бетховена":

    Я вспомнил вас, торжественные звуки,
    Но применил не к витязю войны,
    " доблестным, погибшим среди муки
    За дело вольное народа и страны.

    В ноябре 1838 года умер отец Огарева, оставив сыну большие земельные владения и свыше четырех тысяч ревизских душ. Огарев приступает к осуществлению плана освобождения принадлежащих ему крепостных. В октябре 1840 года с доверенными выборными лицами от крестьян он подписывает договор, по которому 1800 крепостных села Белоомут за небольшой выкуп становились свободными. Договор долго не утверждался царем, окончательное завершение дела состоялось лишь в 1846 году.

    Жена Огарева не одобряла его действий. С помощью влиятельных родственников добившись возвращения мужа из ссылки, она после переезда в Москву в 1839 году не только сама целиком ушла в светскую жизнь, но и тянула в нее Огарева, стараясь оторвать его от друзей и прежде всего от Герцена.

    Встреча во Владимире, где Огарев и Мария Львовна навестили ссыльного Герцена в марте 1839 года, показала ей, как неразрывна связь друзей, как многое она определяет в жизни Огарева. И, стараясь повернуть эту жизнь по-своему, Мария Львовна вступила в борьбу с Герценом и другими членами московского кружка за влияние на мужа. Борьба оказалась роковой для семейного счастья Огаревых. Конец 30-х - начало 40-х годов в истории русской общественной мысли были временем, когда почти полная невозможность практической деятельности для людей мыслящих обратила всю их энергию на деятельность интеллектуальную. Изучение и знание философии становилось потребностью, то или иное понимание философских вопросов сводило и разводило людей. Герцен, Белинский, Грановский, Бакунин жадно читают философские труды Гегеля. "Все в нас кипело, - вспоминал участник московского кружка тех лет В. П. Боткин, - и все требовало ответа и разъяснения" {XXV. 1859-1884. Сборник, изданный Комитетом общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. СПб., 1884, с. 500.}.

    Огарев, мучаясь общественными и личными противоречиями, пытается в философии найти путь к гармонии. Но уже через несколько лет он разочаровывается в Гегеле и обращается к философии Фейербаха, Конта, к изучению экономических вопросов. "Мир с жизнью посредством науки, - пишет Огарев в 1840 году, - и любовь к жизни посредством поэзии - вот пароль на пропуск через 60 лет, которые мы проживем" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II, с. 313.}. Мысль Огарева мучительно бьется над разрешением важнейших мировоззренческих проблем.

    В 1841 году он уезжает за границу, где пробыл с небольшими перерывами до 1846 года.

    Со времени возвращения из ссылки все большее место в ягазнв Огарева занимает поэтическое творчество.

    Писать он начал рано. Юношеским стихотворениям Огарева присуще романтическое восприятие мира. Лирический герой его поэзии не приемлет окружающей действительности, он несоизмерим с нею и презирает ее. Но поэт не отстраняется от мира, он пристально вглядывается в него, замечая социальные противоречия и ища выхода из них. Романтизм Огарева носил активный, революционный характер, в нем уже были заложены тенденции, позже приведшие Огарева в русло реалистического направления русской литературы.

    В мае 1840 года одно из стихотворений Огарева было опубликовано в "Отечественных записках". Оно называлось "Старый дом". Дом И. А. Яковлева, где уже никто не жил и где так часто прежде бывал Огарев, навещая Герцена, наводит его на воспоминания о невозвратном прошлом. В действительности все обитатели дома тогда еще были живы, но Огареву важна здесь мысль о необратимости времени, о быстропреходящей жизни, и он заканчивает стихотворение нотой глубокой печали:

    И мне страшно вдруг стало. Дрожал я,
    На кладбище я будто стоял,
    И родных мертвецов вызывал я,
    Но из мертвых никто не восстал.

    В октябре того же 1840 года "Отечественные записки" публикуют еще одно стихотворение - "Деревенский сторож". Тема одиночества, усиленная изображением окружающей героя зимней вьюжной ночи, звучит с пронзительной силой.

    Огарев начинает регулярно посылать свои произведения в "Отечественные записки", лучшее тогда периодическое издание, журнал, критический отдел которого вел в это время Белинский. Стихотворения Огарева приобретают известность.

    Страстный почитатель поэзии Пушкина и Лермонтова, воспитанный на произведениях Шиллера, увлекающийся терпкой иронией стихов Гейне, Огарев широко использует в своем творчестве их мотивы. Однако не подражания и не переводы определяют поэтическое, лицо Огарева. Его лирический герой - человек 40-х голов, размышляющий о жизни, ищущий пути ее улучшения, верящий, что они есть, но пока не находящий их.

    В 1842 году Огарев пишет жене: "Философия примиряет в мысли - так! да факт-то, дело-то нам надо, подавай сюда счастье действительной жизни, да и только. А где оно? Что делать! Как вытащить страдающих из страданий? <...> Где вера? Где надежда? Разорванность - вот еще черта нашего времени" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II, с. 334.}.

    Душевные противоречия, терзающие Огарева и его современников, отражены им в стихотворениях "Разлад", "Разорванность", "Хандра" и многих других. Герцен писал, характеризуя творчество друга: "Поэзия, печальная и меланхоличная, в которой переплетаются скептицизм и верное ощущение нашего положения при Николае, нашла своего истинного представителя в Огареве" {А. И. Герцен. Собр. соч., т. XXVI, с. 98.}.

    Поэтические произведения Огарева появились в печати в то время, когда поэзия переживала трудный период. На первый план в литературе вышли прозаические жанры с более широкими возможностями отражения реальной действительности, быта и обстоятельств жизни простого человека. Нужна была новая поэзия, ярчайшим представителем которой позже стал Некрасов. Огарев ощущал веяние времени. В таких его стихотворениях 40-х годов, как "Зимняя ночь", "Кабак", "Изба", разработаны темы, которые станут определяющими для Некрасова и его поэтической школы. С этими стихотворениями Огарева в поэзию входит бедный "прозаический" быт, простые люди, чье счастье и горе определяются не роком и высокими страстями, а их имущественным положением.

    "скверная избушка" и нечем платить оброк ("Кабак"). Не спит девушка, но не потому, что мечты и грезы не дают ей уснуть, а потому, что надо прясть на всю семью ("Изба").

    В этих стихотворениях не ощущается романтической струи, как во многих других произведениях Огарева той поры; поэтическое "я" Огарева становится голосом наблюдателя, внешне объективного и бесстрастного, но внутренне негодующего и оскорбленного представшими перед ним картинами.

    Для Огарева, как до него для Пушкина и для Лермонтова, родная страна - это одновременно и самый дорогой на свете край, и место, где он больше всего перенес гонений и страданий:

    Благодарю за день рожденья,
    За ширь степей и за зиму,
    За сердцу сладкие мгновенья,
    За горький опыт, за тюрьму...

    ("Прощанье с краем, откуда я не уезжал...")

    Огарев - тонкий и проникновенный поэт природы, хотя пейзажные зарисовки в его произведениях никогда не носят самостоятельного характера, не даются сами по себе, они всегда повод к философским размышлениям о человеке и его судьбе. В таких стихо* творениях, как "Туман над тусклою рекой...", "Полдень", "Весна" природа - напоминание о полноте жизни, о ее красоте и гармонии. И в то же время природа полна загадок и непонятного величия. Но человек не теряется в ней, не чувствует себя ничтожным и жалким, напротив - грандиозность явлений природы возвышает его душу:

    Гуляю я в великом божьем мире
    И жадно впечатления ловлю,
    И все они волнуют грудь мою,
    И струны откликаются на лире.

    ("Гуляю я в великом божьем мире...")

    В лучших своих произведениях Огареву удается передать то - не всегда и выразимое словами - чувство, которое овладевает человеком в минуты душевной взволнованности и подъема. Белинский очень точно передал впечатление от этой особенности дарования поэта. В обзоре "Русская литература в 1841 году" он писал: "Вероятно, читатели "Отечественных записок" обратили внимание на стихотворения г. Огарева, отличающиеся особенною внутреннею меланхолическою музыкальностию; все эти пьесы почерпнуты из столь глубокого, хотя и тихого чувства, что часто, не обнаруживая в себе прямой и определенной мысли, они погружают душу именно в невыразимое ощущение того чувства, которого сами они только как бы невольные отзывы, выброшенные переполнившимся волнением" {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. в 13-ти томах, т. V. М., Изд-во АН СССР, 1954, с 579-580.}.

    нее важны только те денежные средства, которые он обязан, по ее понятиям, предоставить ей. Огарев долго не может поверить, что былой любви не вернешь. Стихотворения, обращенные к Марии Львовне, полны горячего, но становящегося все более безнадежным чувства. Во всем виня себя ("Тебе я счастья не давал довольно..."), он просит лишь одного - не омрачать памяти о прошлом:

    Я будущность широко мерил,
    Мой мир был полон и глубок!
    Но замер он среди печали;
    И кто из нас виновен в том,

    Его назад мы не вернем.

    (К*** (М. Л. Огаревой))

    Огарев вспоминает тех, кем увлекался прежде ("Стучу - мне двери отпер ключник старый..."), свою первую любовь ("К подъезду! - Сильно за звонок рванул я..."), он воссоздает случайные встречи, напоминающие ему о былой любви:

    И я желал, чтоб нам еще далеко,

    Без отдыха везла, везла карета,
    И не имел бы этот путь конца,
    И лучшие я пережил бы лета,
    Смотря на очерк этого лица!

    "Дилижанс")

    Из потребности любви вырастает нежная привязанность Ога" рева к юной Евдокии Васильевне Сухово-Кобылиной, сестре знаменитого драматурга. Он создает цикл стихов, посвященных ей, назвав его "Buch der Liebe" ("Книга любви"). В стихах цикла нет страстности, они полны тихого любования, восхищения красотой девушки, чей облик напомнил поэту мадонну. Эта любовь не нуждается в осуществлении, она лишь "мечта", "сновиденье", еще одно воплощение вечно ускользающей от поэта любви:

    Ведь я уже не раз любил, - и что же?
    Горела, гасла, длилась, гасла вновь
    На сны, в ночи бродячие, похожа

    Евдокия Васильевна узнала об этой любви лишь после смерти поэта. Один из часто используемых Огаревым жанров - дружеское послание. В стихотворениях "Друзьям", "Т. Н. Грановскому", "Искандеру" раскрывается перед нами история духовных поисков поэта, приведших его к самым передовым для его времени, материалистическим убеждениям. Не все друзья Огарева смогли принять их и отошли от него:

    Моя судьба во мне. Ни скорбь, ни скука
    Не утомят меня. Всему свой срок.
    Я правды речь вел строго в дружнем круге -

    ("Искандеру")

    Всю жизнь увлекавшийся музыкой, Огарев вводит в поэзию ее жанры, создав свои "Nocturno" с нх тревожным, "ночным" настроением (nocturne по-франц. ночной).

    Музыкальность присуща не только таким стихотворениям, как "Serenade", но и тем, в которых Огарев сам подчеркивал повествовательное начало "Обыкновенной повести", например, полной удивительного музыкального и поэтического изящества. Через много лет другой поэт и писатель, И. А. Бунин, признавался, что чтение именно этого стихотворения послужило импульсом к созданию одного из самых его лиричных рассказов - "Темные аллеи" {И. А. Бунин. Собр. соч. в 9-ти томах, т. 9. М., Гослитиздат, 1967, с. 371.}.

    "Умением умолчать, недоговорить и самой недомолвкой сказать так полно и много, как не сказалось бы в самом красноречивом рассказе, воспользовались поэты следующих поколений, - пишет один из исследователей творчества Огарева. - Стоит вспомнить превосходные стихи гр. А. Толстого: "То было раннею весной...", чтобы тотчас почувствовать, как сильно воспользовался автор манерой Огарева и особенно его стихотворением "Обыкновенная повесть" {Е. С. Некрасова. Н. П. Огарев. - "Почин". М., 1895, с. 86-87.}.

    поэтический цикл "Монологи", сделавший его имя популярным в широких кругах читателей. "В потребности публики, - писал Белинский еще в 1843 году, - поэзия мысли" {В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. VII, с. 65.}.

    Интеллектуализм был в высшей степени свойствен творчеству Огарева. Поэзия Огарева по насыщенности мыслью, по философской культуре, которую она несет в себе, справедливо может быть отнесена к особому, по выражению Н. А. Добролюбова, "философическому роду" {Н. А. Добролюбов. Собр. соч., т. 6, с. 217.}.

    Сфера мысли была для людей 40-х годов не чем-то отвлеченным и далеким, но тем, что определяло жизнь, и в этом смысле поэзия Огарева чрезвычайно характерна. В "Монологах" мысль становится грозной силой, меняющей судьбу героя:

    Мысль! мысль! как страшно мне теперь твое движенье.
    Страшна твоя тяжелая борьба!

    Неумолима, как сама судьба.

    Смятенность, мучительное рефлектирование, характерные для состояния внутреннего мира человека этой эпохи, выразились в "Монологах". "Сомнением испытанный боец", - говорит здесь о себе поэт. Но его сомнения - творческая сила, помогающая верить в преобразование жизни, во "всесильный дух движенья и созданья".

    Обращался Огарев и к большим поэтическим формам. В 30-40-е годы он создает поэмы "Дон", "Царица моря", первую и вторую части поэмы "Юмор", которая стала значительным событием в эволюции поэта. Огарев рисует в "Юморе" широкую картину действительности и вместе с тем дает детальный анализ внутреннего мира героя. В письмах, относящихся ко времени работы над поэмой, Огарев подчеркивает важность и необходимость в литературном произведении "гражданского элемента" и героя, "который был бы все во всем" {См.: М. О. Гершензон. Образы прошлого. М., 1912, с. 415.}. В результате достигается то самое отражение "истории в человеке", о котором как об одном из важнейших творческих принципов говорил в "Былом и думах" Герцен.

    Пробует себя Огарев и в жанрах прозы: кроме философских статей и написанных в 30-е годы прозаических произведений "Толпа" и "Три мгновения", Огарев начинает повести "История одной проститутки", "Саша", "Гулевой". Все они остались незавершенными.

    "уголок, куда можно от жизни спрятаться" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II, с. 380.}. Вот почему личное и общее нерасторжимы в его творчестве, а скорбь не повод уйти в себя, а призыв к действию. "Надо действия, - писал Огарев друзьям. - У меня как-то уж не вмещается в уме различие личной и общей жизни. Все есть личная жизнь" {Там же, с. 338.}.

    Вернувшись в Россию в начале 1846 года, Огарев через несколько месяцев покидает Москву и надолго поселяется в деревне. Кратковременное пребывание в Москве показало, какие глубокие разногласия наметились у Огарева и Герцена с остальными членами московского кружка в понимании важнейших мировоззренческих проблем. Философско-материалистические взгляды, выработанные к тому времени Герценом и Огаревым, их понимание социально-политических вопросов, позже приведшее к революционному демократизму, оказались неприемлемы для Грановского, Кетчера, Корша, Боткина и других. Разрыв был неминуем. Поясняя его важность и неизбежность, Герцен писал в "Былом и думах": "Вся наша деятельность была в сфере мышления и пропаганде наших убеждений... Какие же могли быть уступки на этом поле?.." {А. И. Герцен. Собр. соч., т. IX, с. 212.}

    Оставшись один после отъезда Герцена за границу, Огарев решает заняться практически-реформаторской деятельностью в своих имениях. Его главной задачей становится уничтожение барщины и введение вольнонаемного труда. Для достижения своей цели Огарев пытается внедрить фермерский способ ведения хозяйства на принадлежащих ему землях, строит суконную и приобретает Тальскую писчебумажную фабрику. Но социальный оптимизм Огарева скоро терпит крах. Утопические начала, положенные им в основу хозяйственных преобразований, оказались несостоятельными в условиях России середины XIX века.

    Действия Огарева начинают снова привлекать внимание властей. Причиной тому послужили и некоторые обстоятельства его личной жизни. В 1849 году происходит его сближение с Натальей Алексеевной Тучковой, дочерью его соседа и друга. Между тем Мария Львовна наотрез отказала в разводе. Это не остановило Наталью Алексеевну. Не считаясь с моральными нормами своего времени, против желания родных она поселяетея с Огаревым. Лишь через несколько лет, после смерти первой жены, Огарев оформляет свой брак с Тучковой. Но до тех пор их совместная жизнь была вызовом обществу, тем более что пензенским губернатором по-прежнему оставался Панчулидзев, дядя Марии Львовны. На Огарева поступают доносы в III Отделение. Панчулидзев сообщает министру внутренних дел о "вольнодумии" и "безнравственности" Огарева. В феврале 1850 года Огарев был арестован и препровожден в Петербург.

    Обвинение было признано необоснованным, но жизнь в России стала для Огарева нестерпимой. В 1856 году, после нескольких лет хлопот и напрасных ожиданий, Огарев с Натальей Алексеевной уезжают в Англию, к Герцену.

    "Зимний путь". "Истинным chef d'oeuvre'ом, в котором он совместил всю свою поэзию, всего себя со всей своей задушевной и задумчивой прелестью", - назвал эту поэму И. С. Тургенев в письме к П. В. Анненкову, добавив: "Мы с Толстым уже три раза упивались этим нектаром" {И. С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми томах. Письма, т. II. М. -Л., Изд-во АН СССР, 1961, с. 328.}.

    Поэма состоит из десяти глав. Объединенные образом героя-путешественника, эти главы представляют собой ряд эпизодов русской жизни, поданных иногда в лирических, иногда в трагических, а иногда и в саркастических тонах. Выгоревшая нищая деревня, запустение дворянской усадьбы, загубленная жизнь бедняка-учителя - и рядом вечно прекрасная природа, роща, где

    Звонко пел во мгле ветвей
    Печаль и счастье соловей.

    Тонкий лиризм в сочетании со строгим реализмом в изображении жизненных явлений сделали поэму Огарева заметным явлением в литературной жизни.

    лишь узкому кругу читателей. "Воспоминание о чем-то милом, слабом, грустном, мечтательном, - писал, например, А. Дружинин, - как-то поневоле сливается со всяким отзывом о даровании <...> г. Огарева. Картины, им изображаемые, могли трогать только записных любителей поэзии, масса читателей не могла с особенным радушием на них любоваться" {"Библиотека для чтения", 1856, май, отд. "Критика", с. 19.}.

    Наличия в поэзии Огарева настроений скорби, печали не отрицала и революционно-демократическая критика ("Каждый стих мой плачет" {М. О. Гершензон. Образы прошлого, с. 454.}, - писал сам Огарев), но она не ограничивалась лишь констатацией этого факта и не сводила его объяснение к свойственной человечеству во все времена неудовлетворенностью своим положением в мире, как это делали В. П. Боткин или Н. Ф. Щербина.

    Чернышевский в рецензии на сборник Огарева подчеркивал, как и Герцен в своих отзывах, типичность его настроений для определенной эпохи. Поэзия Огарева, пишет Чернышевский, "принадлежит истории" {Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. III. M., Гослитиздат, 1947, с. 563.}. Тесно связывая имя Огарева с именем Герцена, которого назвать по цензурным соображениям Чернышевский не мог, он подчеркивает в своей рецензии значение деятельности друзей для русского освободительного движения и утверждает, что творчество Огарева займет "одну из самых блестящих и чистых страниц в истории нашей литературы" {Там же.}.

    Встреча с Герценом в Лондоне после десятилетней разлуки ознаменовала собой новый этап в жизни Огарева. На первый план выдвигается публицистическая, издательская деятельность. Огарев принимает активное участие в работе Вольной русской типографии, созданной Герценом, пишет статьи для альманаха "Полярная звезда". и, наконец, именно Огареву принадлежит идея издания газеты "Колокол".

    Завершается формированне революционно-демократических взглядов Огарева. Революционная активность масс становится для Огарева главным действующим фактором истории. "Можно, - утверждал Огарев, - на целую историю взглянуть как на ряд неудавшихся революций" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские статьи, т. II, с. 212.}. Приблизить побеждающую революцию становится задачей Огарева-революционера.

    "Земля и воля", ему принадлежит около двухсот статей в "Колоколе", вместе с Герценом он публикует разоблачающие русское самодержавие документы и произведения, запрещенные в России. К сборнику "Русская потаенная литература XIX столетия" Огарев пишет вступительную статью, в которой излагает свой взгляд на "гражданское движение в стихотворной литературе". Статья эта, близкая в своих основных положениях знаменитой статье Герцена "О развитии революционных идей в России", рисует картину развития русской общественной мысли и ее отражение в поэзии Пушкина, Рылеева, Полежаева, Кольцова, Лермонтова, Некрасова и других. "Живая связь с жизнью", по Огареву, - основа действенности поэтического произведения.

    "Новое дело, - пишет Огарев, - создаст новое слово". Заканчивая статью обращением к будущим поэтам, Огарев утверждает: "Новая жизнь создаст своих поэтов".

    Не прекращается в этот период и поэтическая деятельность Огарева. Память об оставленной родине, неумирающая связь с ней продолжают питать его поэзию. В стихотворении "Коршу" воссоздается образ той России, ради которой звонил "Колокол", "края бедных, битых и забитых". Воспоминания о смраде нищих изб, голодных детях, избиваемых бедняках и людях, равнодушно проходящих и проезжающих мимо, в воображении поэта предстают как "хаос жизни", "водоворот", "кружение бесовской пляски". Безотрадность жизни порождает и безотрадность стиха, "мрачность настроенья".

    Огарев создает целый ряд стихотворений, посвященных тем, кто отдал все силы делу освобождения народов: "Ворцель", "Памяти Рылеева", "Михайлову". Их подвиг труден, но поэт не считает его бесплодным: погибших помнят, за ними идут новые поколения. Обращаясь к Михайлову, Огарев пишет:

    Твой подвиг даром не пропал -

    Иди ж на каторгу бодрей,
    Ты дело сделал - не жалей!

    Новые оттенки приобретает теперь образ поэта. В "Письмах деревенского жителя", созданных еще в России, Огарев замечает: "Если поэт и не созидает новых условий жизни, тем не менее слово его сильно колеблет неправду" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II, с. 20.}. Теперь это убеждение получает развитие в поэзии Огарева. Поэт может влиять на жизнь, слово - могущественная сила:

    Забудь уныния язык!

    Чтоб ты благоговеть привык
    Перед святынею глагола.

    ("Напутствие")

    Во многих стихотворениях Огарев размышляет об итогах своей жизни, о ее смысле. Свобода - вот что вбирает в себя все его стремления и определяет всю его деятельность (стихотворение "Свобода").

    По краям дороги
    В тишине глубокой
    Темные деревья
    Поднялись высоко;

    Мирно сверх тумана...
    Сердце? Сердце просит
    Нового обмана.

    ("По краям дороги...")

    не попрекнул ни друга, ни оставившую его женщину. Нравственная высота Огарева, его спокойное мужество и доброта были удивительными, единственными в своем роде.

    Только осознав это, можно понять всю правоту Герцена, повторявшего своим детям, что они безошибочно могут считать хорошим то что считает хорошим Огарев, и плохим то, что находит плохим он. Сойдясь после разрыва с Тучковой с женщиной из самых низов Лондона, Мэри Сэтерленд, Огарев воспитывал, как родного, ее сына и до самых последних дней своей жизни не оставлял ее. "Я хочу быть добрым без всякой награды, - писал Огарев в одном из писем к Мэри. - Я хочу душевной красоты в этой жизни" {"Архив Н. А. и Н. П. Огаревых". М. -Л., Гослитиздат, 1930, с. 114.}.

    Параллельно "Былому и думам" Герцена Огарев пишет свои воспоминания: в стихотворной форме ("Воспоминания детства", "Бабушка", "Exil") и в прозаической. Автобиографическая проза Огарева представляет собой лишь фрагменты - "Кавказские воды", "Моя исповедь", "Записки русского помещика" - задуманного большого полотна. Но в этих отрывках нашли отражение важнейшие этапы жизни Огарева: встреча с сосланными декабристами в "Кавказских водах", становление революционных убеждений, тщательно прослеженное в "Моей исповеди".

    Автобиографический элемент значителен и в поэмах Огарева. "Юмор", над которым он продолжал работу, "Тюрьма", "Матвей Радаев" воссоздают образ человека передовых убеждений, ищущего пути борьбы с самодержавием и крепостничеством.

    Многие поэмы Огарева остались незаконченными, тем не менее их место в творчестве поэта важно. Проблематика поэм, отражавшая идейные искания лучшей части русского общества, в сочетании с реалистическим изображением действительности и своеобразием творческого метода, позволившего Огареву дать в поэмах органический синтез лирики, сатиры, иронии, сделали его поэмы заметным явлением в развитии русской поэзии середины прошлого века. Они широко распространялись в списках, отрывки из них заучивались наизусть, перекладывались на музыку.

    служил Огарев, заставляло его искать новые поэтические формы. В таких произведениях, как "Восточный вопрос в панораме", "Гой, ребята, люди русские...", "За столом сидел седой дедушка", "Песня русской няньки у постели барского ребенка", Огарев использует разнообразные формы народной поэзии: раешник, речитатив, приемы народных зрелищ, например, панорамы.

    Эпиграммы, такие стихотворения, как "Отступнице", демонстрировали возможности не только Огарева-лирика, но и Огарева-сатирика. Эволюция взглядов Огарева, приведшая его от дворянской революционности к революционному демократизму, сказалась в его творчестве четкостью и определенностью политических оценок, непримиримостью в борьбе с самодержавием и всеми формами угнетения человека.

    Пережив в 1870 году смерть Герцена, оставшись одиноким, Огарев продолжал работать, движимый верой в будущность своей - родины и необходимостью деятельности для ее блага. За год до смерти Огарев писал: "Хотелось бы на Русь. В самом деле, я новый социальный элемент вижу там, и только там" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II, с. 551.}. 31 мая (12 нюня) 1877 года Огарев скончался в английском городе Гринвиче. В 1966 году прах Огарева был перенесен в Москву. Судьба творческого наследия Огарева не проста. В течение многих десятилетий при жизни Огарева и особенно после его смерти бытовала легенда о нем как о "самом мрачном из русских поэтов" {П. П. Перцов. Н. П. Огарев. - В кн.: "Философские течения русской поэзии". СПб., 1899, с. 172.}, певце безнадежности, лишь волею случая оказавшемся в стане политических борцов. В то же время всегда существовало и другое понимание жизни и творчества Огарева. Белинский, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский видели в Огареве самобытного общественного деятеля, замечательного поэта, человека "высшего разбора".

    В ярком, созвездии русских поэтических имен имя Огарева светит скромным, но самостоятельным светом. Его произведения, полные надежд и скорби, разочарования и порывов к будущему, были для его современников и остаются для нас примером неустанной работы духа, ищущего и мужественного в своих исканиях.

    Раздел сайта: